Мать и мачеха способ словообразования


Способы словообразования частей речи

Цель: Познакомить учащихся с основными понятиями словообразования научить находить исходную и производную основы, исходя из синхронических отношений в современном русском языке совершенствовать навыки и умения производить словообразовательный анализ показать выразительные возможности современного русского языка воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании. Оборудование: Учебник, учебные тексты, запись на доске: схема «Словообразовательное гнездо», таблица «Различие между морфемным и словообразовательным разборами». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Прогнозируемые Результаты: Учащиеся выделяют морфемы в слове, устанавливают их стилистическую маркированность целесообразно используют словообразовательные средства в соответствии с коммуникативной ситуацией находят ошибки и недочёты в тексте, связанные со словообразовательными и стилистическими нормами. ХОД УРОКА Организационный этап Актуализация опорных знаний 1. Беседа Какое место в языковой системе занимает морфемика? С какими науками связана морфемика? Кто разработал учение о морфемике?

Назовите этих учёных-лингвистов. 2. выполнение тестовых заданий (устно) ɦ6 Морфемный состав какого слова отличается от остальных? Улететь Убежать Упрекнуть Ускакать Усохнуть. ɦ6 В каком ряду все слова однокоренные? Костюм, кость, костлявый Безотлагательно, залог, сложение Узнать, поуже, узенький Наискосок, прикоснуться, откос Мельник, мел, мельчить.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Для чего же образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают) выражение стилистической характеристики слова (ср.: Небо — Небеса) И эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.

: Книга — Книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путём обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, чтобы придать своему тексту большую выразительность. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям. Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы — морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой. IV. Работа над темой урока 1. объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы.) — Словообразование — это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы: Установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне) Определить, от чего и как образовано данное производное слово. Способы ыобразования слов Морфологические способы являются основными в русском языке. Аффиксация — образование нового слова путём. Префиксальный Способ — . прибавления к основе слова приставки: Болеть — Заболеть Суффиксальный Способ — . прибавления к основе слова суффикса: Баня — Банщик Префиксально-суффиксальный Способ — .

одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: Локоть — Подлокотник Безаффиксный Способ — образуется без аффикса: Гниль, взрыв Словосложение — . сложения слов или основ: Вагон-ресторан, паровоз Аббревиация — . сокращения слов: ООН, СНГ. Неморфологические способы — образование нового слова. Морфолого-синтаксический Способ — . путём перехода слова в другую часть речи ср. : Дежурный ученик — дежурный по классу Лексико-семантический Способ — .

в результате распада многозначного слова на омонимы. Например, Мир Как вселенная и Мир Как состояние без войны • Лексико-синтаксический Способ — . в результате сращения со четания слов в одну единицу: Сейчас — Сей час. Совокупность всех слов с общим корнем называется словооб разовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например: ɛA смелость ɛA смело ɛA смельчак Смелеть —ɛA осмелеть Осмелиться Словообразовательный разбор — это определение способа образования слова, то есть выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования. При морфемном и словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические особенности данного слова.

2. ознакомление с таблицей «различие между морфемным и словообразовательным разборами» (на доске) 3. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. наблюдение над языковым материалом Š а. М. Горький писал: «Слова, дружище,— это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево».

Расположите слова в порядке их словообразования, и вы увидите одну из веточек словесного дерева. 1) Ежесекундно, 2) секунда, 3) ежесекундный, 4) секундный. 2. Практическая работа с языковым материалом Š Выберите такой вариант цепочки, в котором слова расположены в порядке их словообразования. План, плановый, внеплановый, внеплановость План, плановый, внеплановость, внеплановый Плановый, план, внеплановый, внеплановость Внеплановость, план, внеплановый, плановый План, внеплановый, внеплановость, плановый. Š Выполните письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов. Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелёт, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Š Запишите примеры нескольких слов, образованных: а) приставочным способом б) суффиксальным способом в) приставочно-суффиксальным способом г) способом сложения. Š Прочитайте текст и выполните задания. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

Выполните морфемный и словообразовательный разбор указанных слов. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той Же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека,— язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь) ɦ6 Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения. 1) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2) При гололёде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.

3) Это был беспрецендентный случай. 4) Ребёнок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате. 3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Заключительное слово учителя — Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи. Запомните морфологический состав, правильное произношение и написание следующих слов: Бессребреник дикобраз Двуязычный компрометировать Млекопитающее поскользнуться Пощёчина пресмыкающееся Прецедент чрезвычайный. VII. Домашнее задание Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя. Творческое задание (по вариантам): Найти по своей тематике слова, образованные способом сложения простых слов. Например: мебель: Стол-книжка, стол-тумба, кресло-кровать, диван-кровать. Вариант 1. Профессии (шеф-повар, инженер-экономист, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт, кулинар-повар, врач-микробиолог, ветеринар-зоотехник, парашютист-десантник). Вариант 2. Сказочные персонажи (жар-птица, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, чудо-юдо, чудо-богатырь, Шалтай-Болтай, шапка-невидимка). Вариант 3. Растения (иван-да-марья, иван-чай, лук-порей, мать-и-мачеха, перекати-поле, плакун-трава, разрыв-трава, сон-трава).

16. Методика морфемного анализа слова

Структура производного слова может подвергаться двум видам анализа: словообразовательному и морфемному.

Цель морфемного анализа — определить количество и значение морфем, составляющих слово.

Выделение в составе слова морфем производится путем подбора к данному слову однокоренных и одноструктурных слов и сопоставления с ними данного слова. При выделении в слове морфем, при их характеристике необходимо учитывать также принадлежность слова к определенной части речи, рассматривать его в совокупности всех присущих ему грамматических форм. Например, при морфемном анализе слова подарок, являющегося склоняемым именем существительным в форме именительного падежа единственного числа, сопоставляя данную словоформу с формами косвенных падежей этого же слова (подарка, подарку, подарком и т. д.), выделяем в составе анализируемой словоформы нулевое окончание. Следовательно, слово подарок составляет основу этой словоформы. При сопоставлении слова подарок с родственными, близкими по значению словами дарить, одаривать, дарственный в основе слова подарок выделяется корень дар-. При сопоставлении с одноструктурными словами заработок, набросок, отпечаток в основе слова подарок выделяется суффикс -ок, а при сопоставлении со словами покупка, постройка, похвала выделяется приставка по-. При морфемном анализе основа слова членится на несколько морфем, количество которых может быть различным, например: о-свобод-и-тельн-ый (четыре морфемы), у-глубл&apos-эниj-э (три морфемы), стар-ик (две морфемы).

Морфемный анализ, произведенный на базе словообразовательного, позволяет ясно увидеть значение каждой морфемы в составе слова. Например, в слове горняцкий на основе последовательного словообразовательного анализа в словообразовательной цепочке (горняц-кий — горн&apos-ак — гор-н-ый — гора) устанавливаем следующий морфемный состав: -ий — флексия с грамматическим значением рода, числа, падежа, -к- — суффикс относительного прилагательного, имеющий значение &aposотносящийся к горняку&apos, -ацак- суффикс существительного со значением лица (словообразующий в звене горн&apos-ак,), -н — суффикс относительного прилагательного со значением &aposотносящийся к горе&apos (словообразующий в звене гор-н-ый, гор- — корневая морфема.

План морфемного анализа слова:

1) Часть речи

2) Способность к изменению (измен./неизмен.)

3) Основа словоизменения и формообразование

4) Характеристика окончания: по характеру форменного выражения, по хар-ру варьирования, по функции, по хар-ру грамм. значения.

5) Характеристика основы: членимая/нечлинимая, степень членимости, простая/сложная (прерывистая), производная/непроизводная.

6) Корень: алломорфы, свободный/связный, значение корня (признаковость и т.п.)

7) Выделение всех служебных морфем и обоснование их выделения (цепочка словообразования).

8) Характеристика аффиксов по отдельности: по характеру выражения, варьирование, значение, функция (словообразов., формообразов., синкрет.), продуктив./непродуктив.

20. С/о формант и мотив. База. Мотивирующая база — это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова (с учетом морфонологических преобразований последней — чередований, наращений, усечений), например: лес — лесок (мотивирующая основа лес-, формант -ок), партизан — партизанить (чередование |н-н&apos|, мотивирующая основа партиза|н&apos|-, формант -и1-). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация) характеризуются более чем одной мотивирующей основой. Например, в слове землепроходец — две мотивирующие основы: зем|л&apos|- и -прохо|д&apos|-.

Словообразовательный формант — это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, а от слова крахмал — суф. -и1- и преф. на- формантом слова накрахмалить является преф. на-. В словах пилотаж, зондаж формантом является суффикс -аж, указывающий на то, что данные слова означают отвлеченное действие, то же, что и мотивирующие глаголы пилотировать, зондировать, а в словах арбитраж, подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данные слова означают действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом (арбитр, подхалим).

Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом, называется непосредственной мотивацией, а мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов, — опосредствованной мотивацией. Из двух мотиваций 1) крахмалить — накрахмалить 2) крахмал — накрахмалить — первая является непосредственной, а вторая — опосредствованной.

Различаются два вида опосредствованных мотиваций.

а) Опосредствованные мотивации, имеющие свой аналог среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации входят в систему словообразовательных типов (см. %u0A7 198) и могут быть названы типовыми. Члены типовых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая в других случаях функционирует как единый формант. Так, например, члены мотиваций преподавать — преподавательский, чистый — очистить отличаются друг от друга элементами -тельск-, о- + -и1-, представляющими собой соответственно совокупность продуктивных аффиксов -тель (преподавать — преподаватель) и -ск- (преподаватель — преподавательский), -и1- (чистый — чистить) и о- (чистить — очистить), которая в других случаях функционирует как единый формант — суффиксальный (-тельск-: издеваться — издевательский) или префиксально-суффиксальный (о- + -и1-: порожний — опорожнить).

б) Опосредствованные мотивации, не имеющие аналога среди непосредственных мотиваций. Такие мотивации не входят в систему словообразовательных типов и могут быть названы внетиповыми. Члены внетиповых мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант. Например, наряду с парами типа влага — влажнеть нет пар, в которых мотивированное и непосредственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком -не-: все мотивированные глаголы на -не(ть) непосредственно мотивируются прилагательными на -н(ый), т. е. входят в цепочки типа влага — влажный — влажнеть. Поэтому они выделяют в своем составе суф. -е-, а не -не-. Элемент -не-, которым различаются слова типа влага — влажнеть, не является формантом, так же как и, например, -ни- в грязнить (ср. грязь — грязный — грязнить), -озность в религиозность (религия — религиозный — религиозность).

Словообразовательные мотивации, являющиеся в одних случаях непосредственными, в других случаях могут выступать как опосредствованные. Так, мотивация существительных, называющих лицо по местности, жителем или уроженцем которой оно является, выступает как непосредственная в сущ. с суф. -анин, -ич (Египет — египтянин, Варшава — варшавянин, Москва — москвич) и как опосредствованная в сущ. с суф. -ец (Америка — американский — американец, Европа — европейский — европеец), непосредственно мотивированных прилагательными.Мотивация глаголами у прилагательных со знач. «характеризующийся отношением к действию» является непосредственной в образованиях типов заметить — заметный, полоскать — полоскательный и опосредствованной (при непосредственной мотивации существительными со знач. действия) в таких образованиях, как сварить — сварка — сварочный, изолировать — изоляция — изоляционный .

27. Морф. Способы. Суффиксальный – способ образования, при котором в качестве словообразовательного аффикса выступает суффикс. Суффикс как словообразовательный аффикс характеризуется след особенностями: 1) классифицируются в зависимости от принадлежности суффиксальных производных к определенной части речи (суффиксы существительных: учитель – суффикс тель, силач – суффикс ач, музыкант – суффикс ант. суффиксы прилагательных ножной – суффикс –н, талантливый –суффикс –лив. суффиксы глаголов: рифмовать – суффиксы – ова и –ть. суффиксы наречий: красиво – суффикс – о, дважды – суффикс –жды.

2) суффиксы, кроме словообразовательного значении, являются носителями определенного грамматического значения наряду с флексией.

3) одни суффиксы образуют слово той же части речи, что и мотивирующее слово, другие – переводят производное слово в другую часть речи, например: рыбак – и мотивирующее слово и мотивированное – имя прилагательное.

4) при словообразовании суффикс присоединяется к основе мотивирующего слова.

5) словообразовательный суффикс может иметь нулевое выражение.

Префиксальный — здесь в качестве словообразовательного аффикса выстпуает префикс. Префикс как словообразующий аффикс отличается от суффикса след. признаками : 1) префиксы не закрепляются за определенными частями речи. Например, приставка до- может одинаково образовывать глагол, существительное, прилагательное (доехать, дошкольный, дошкольник)

2) префиксы несут добавочную лексическую семантику и не содержат грамматических значений, выражаемых с помощью флексий, поэтому префикс присоединяется при словообразовании к мотивирующему слову целом, образуя ту же часть речи, что и мотивирующее слово.

Суффиксально-префиксальный – в качестве словообразовательного элемента выступают суффикс и префикс одновременно.(озвучить, подзеркальник и т.д.) Особой разновидностью этого способа явл. префиксация с нулевой суффиксацией.( седой – проседь, крыло- бескрылый)

Постфиксальный – словообразовательный элемент – постфикс, стоящий в конце, но присоединенный не к производящей основе, а к мотивирующему слову в целом, как префикс, и образ. ту же часть речи, что и мотивирующее слово. Например, учить – учиться, где – где-то.

Сложение с суффиксацией – словообразовательный элемент – суффикс, но при сложении двх производящих основ в этом случае производное слово имеет два мотивирующих слова (красное, дерево – краснодеревщик)

Префиксально – постфискальный – словообразовательный элемент — два аффикса – префикс и постфикс, присоединяемые к целому слову: звонить-созвониться, говорить-проговориться.

Суффиксально – постфиксальный – словообразовательный элемент – два аффикса – суффикс и постфикс: толпа – толпиться, ветвь – ветвиться.

Префиксально – суффиксально-постфиксальный — словообразовательный элемент – все три аффикса: префикс, суффикс и постфикс. Например, шептать – перешептываться.

Также существуют безаффиксные морфологические способы словообразования: сложение основ и аббревиация.

Способ сложения основ – способ словообразования, предполагающий наличие двух мотивирующих слов. Например, мороз и стойки – морозостойкий (стойкий морозу) Производное слово, образованное способом сложения, включает в свой состав основу одного мотивирующего слова и целое второе мотивирующее слово. Это целое слово определяет грамматический потенциал производного слова и его часть речи.

Аббревиация – способ словообразования, заключающийся в слиянии сокращенных слов определенных словосочетаний в одно слово. Выдел. несколько видов. 1) слияние названий начальных букв каждого слова словосочетания: СССР, НТР и т.д. 2) слияние начальных звуков исходного словосочетания: Театр юного зрителя – ТЮЗ.

3) слияние начальных частей слов исходного словосочетания: военный корреспондент – военкор. 4) слияние начальной части слова и целого слова: Европа и Азия – Евразия. 5) слияние начала первого слова словосочетания и конца второго: Европейское телевидение – Евровидение.

28. Неморф. Способы Лексико-семантический способ – как один из видов образования новых слов лексико-семантический способ был впервые выделен и охарактеризован В.В. Виноградовым. Это способ, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов. Изменения в семантике, приводящие к созданию новых лексических единиц, могут быть двух видов. Так, возможно появление новых слов в результате того, что разные значения многозначного слова превращаются в разные слова (омонимы) – красный (цвет) – красный(красноармеец). Так же происходит переосмысление уже существующего в языке слова, например, гвардия – отборные лучшие войска и гвардия – привилегированные воинские части для охраны царя. В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не возникает. Образованное слово, как и исходное, всегда принадлежит к той же части речи. Процесс образования лексико-семантическим способом – результат длительного словоупотребления.

Морфолого-синтаксический способ – появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой, или перехода в другую часть речи. Происходят не только изменения в семантике, но и существенные изменения грамматических свойств исходного слова, которые и приводят к переходу его в иной лексико-грамматический класс. Фонетически новых слов не образуется.

Выдел. след. разновидности морфолого-синтаксического способа: 1)субстантивация – переход слов других частей речи в класс имен существительных – мороженое, столовая. 2)адъективация – переход в класс прилагательных — блестящие способности, изысканный вкус. 3)прономинализация – переход в класс местоимений – в определенный момент. 4) адвербиализация – переход в класс наречий – бегом. 5) переход в класс служебные слова –благодаря, вокруг, пожалуй. 6) переход в междометия – батюшки!, караул! При переходе в иную часть речи слово может сохранять некоторые признаки исходного лексико-грамматического класса.

Лексико-синтаксический способ – новые слова могут образовываться при сращении сочетаний слов как с сочинительной связью, так и с подчинительной: Иван – да – Марья, мать – и – мачеха. К лексико-синтаксическому относятся также образования новых слов результате сращения знаменательно и служебного слов (например, вверх, внизу) При лексико-синтаксическом способе образуется новое в фонетическом и морфологическом отношениях слово. Этот способ может осложняться суффиксацией – ничегонеделание, сногсшибательный. Образ. новых слов происходит в процессе длительного словоупотребления. Лексико-синтаксический способ в современном языке продуктивен лишь в словообразовании имен прилагательных и служебных слов.

Морфемика. Словообразование

Цели: обобщить знания о морфемике и словообразовании совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования развивать способности анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию уметь членить слова на морфемы знать способы образования частей речи владеть навыками устной и письменной речи, навыками работы со словарями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 232 — обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 242 — запись примеров в таблицу на доске и в тетрадях.

IV. Закрепление изученного материала

1. Актуализация знаний

— Что изучает морфемика? словообразование?

— Из каких частей (морфем) состоит слово?

— Что называется основой слова?

— В чём заключается особое положение окончания по сравнению с основой? (Примерный ответ. Основа состоит из значимых частей: корня, приставки, суффикса окончание же играет вспомогательную роль — служит для связи слов в предложении и образования форм слов. Окончание может разрывать основу — стоять перед суффиксом (постфиксом) в возвратных глаголах:улыбаешься, состоится, поётся. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи не имеют окончаний. Например: что — союз, надолго — наречие — оба слова состоят только из основы.)

— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

2. Работа по учебнику

(Чтение теоретических сведений (с. 164, 166).)

3. Выполнение практических заданий

— Выполните словообразовательный разбор и разбор по составу слов подоконник и пригородный (по вариантам). Укажите способ их образования. (Подоконникș0 окно (приставочно-суффиксальный способ). Пригородныйș0 пригородș0 город (суффиксальный способ).)

— Назовите основные способы словообразования и приведите примеры.

Комментарии

Приставочный: услышатьș0 слышать.

Суффиксальный: охотникș0 охота.

Приставочно-суффиксальный: предгорьеș0 гора.

Сложение: целых слов — мать-и-мачеха (мать, и, мачеха) основ слов — луноход (луна, ходить), в этом случае наблюдается ещё отсечение суффикса основ и суффикса — первомайский(первый, май, суффикс -ск-) первых букв слов — аббревиатуры: РФ — Российская Федерация, вуз — высшее учебное заведение.

Слияние: долгоиграющийș0 долго играющий.

Переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ș0 гостиная («комната» имя прилагательное) несмотря на (предлог) ș0 не смотря (деепричастие с отрицательной частицей).

— Определите, какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам): подбор, подгорный, подиум, подробно. (Подгорный.)

4. Работа по учебнику

1. Упр. 237 — выполнение по трём вариантам (по 6 слов) с последующим обсуждением.

2. Упр. 238 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

3. Упр. 240, 241 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

4. Упр. 243 — устно.

5. Упр. 244 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

5. Тест по теме урока

(См.: КИМы, тест 3.)

V. Подведение итогов урока

— Как связаны морфемика и словообразование?

— Как связаны морфемика, словообразование и орфография?

Домашнее задание

1. %u0A7 43—45.

2. Упр. 239, 245.

3. Задание повышенной трудности (с. 169).