Багульник болотное растение это кустарник
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Способы и приемы работы над сжатым изложением
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. И дело не в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Из-за нежелания читать образцовую (классическую) литературу заметно снижается языковая культура.
Тема моего доклада «Способы и приемы работы над сжатым изложением». Считаю эту тему актуальной, так как проблема развития связной речи является одной из самых важных в современной школе, а многие выпускники 9-х классов, в особенности национальных школ, недостаточно умеют адекватно воспринимать текст на слух и письменно в сжатом виде передавать обработанную информацию.
Объект исследования: методика обучения компрессии текста.
Предмет исследования: способы и приемы компрессии в написании сжатого изложения.
Для достижения результата выдвинута следующая цель: научить учащихся 8-9 классов осуществлять компрессию (сжатие) воспринятой информации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
формировать у учащихся коммуникативно-речевые умения:
— научить детей понимать текст и анализировать его
— овладеть способами и приемами компрессии текста
опытно – экспериментальным путем показать, что приемы и способы компрессии текста помогают учащимся правильно воспроизводить содержание исходного текста в сжатом виде.
Гипотеза работы: если научить учащихся использовать приемы и способы компрессии текста на уроках русского языка то:
— ученик научится уметь воспринимать, понимать и интерпретировать текст
— дифференцировать информацию, отделяя главное от второстепенного
— логично аргументировать свою позицию.
Практическая значимость работы заключается в том, что содержащийся в работе материал может быть использован не только на уроках русского языка по развитию речи, но и при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации.
Теоретической и методологической основой моей работы составили труды следующих ученых – методистов и исследователей Н.А. Сениной, Н.Шапиро, Олесовой А.П. и др.
Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно волнуют учителя.
Как показывает опыт, наиболее сложным видом работы по развитию речи является сжатое изложение. По мнению психологов, краткий пересказ – приём, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить этому, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Это подтверждают и данные экспериментов: например, за 2010 – 2011 уч.год лишь 14% учащихся 9 классов смогли кратко пересказать текст на все 7 баллов. Это объясняется тем, что сжатое изложение требует специальной логической работы.
Хочется отметить, что умение кратко и точно передавать информацию относится к числу обязательных общепредметных умений, и на данный момент, к сожалению, не все учащиеся могут одновременно правильно передавать основную мысль текста и сжимать его, не упуская при этом все ключевые моменты текста. Представлю вашему вниманию несколько упражнений, разработанные мною по методике Н.А.Сениной, которые могут быть использованы на уроках русского языка для совершенствования учащихся выполнять информационную переработку текста при подготовке к ГИА в 9-х классах.
Упражнение № 1. Сверните предложение.
Примерно 25 % регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10,15, а то и 20 лет дольше.
Ваш вариант: …
Правильный вариант: примерно 25 % курильщиков умрет преждевременно.
Упражнение № 2. Сократите предложение, оставив только главную мысль.
Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как паломничества туристов расположены в городе компактно, и сели вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.
Ваш вариант: …
Правильный вариант: лучше всего знакомиться с Лондоном пешком и с картой.
Упражнение № 3. Определите, где находится главная мысль текста.
Если вы нашли в лесу тропинку, определите сперва – не звериная ли. А то есть шанс выйти к водопою вместе с семейством лосей. Если ветки то и дело бьют вам в лицо и грудь, это значит, что дорожка протоптана зверями немедленно сойдите с нее: наши леса не амазонская сельва, но встречаться с лесными обитателями все равно опасно. Если столкнулись нос к носу с кем-нибудь крупнее зайца, стойте спокойно, дайте зверю уйти.
Ваш вариант: …
Правильный вариант: в конце текста в конце предложения.
Упражнение № 4. Прочитайте предложения и составьте с ними текст. Докажите, что это текст.
А) Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
Б) Бойтесь пустого красноречия.
В) Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.
Г) А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли.
(Ответ: БАГВ)
Упражнение № 5. В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно.
А) Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на берег записку с координатами терпящих бедствие. Моряки были спасены.
Б) Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются помощью голубей. Голубиная почта не исчезла совсем.
В) В Англии стоит памятник почтовой голубке. Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной лодки.
Упражнение № 6. В тексте «перепутаны» абзацы, но план составлен правильно. Восстановите и запишите текст по плану.
Книга
А) Но в книге не одно прошедшее. Она оставляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим. Она программа будущего.
Б) Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. Имена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством. В ней кристаллизовались все учения, что потрясали умы. В ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.
В) Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Совет умирающего старца юноше, который начинает жить. Это приказ, который передаёт часовой, что отправляется на отдых.
Г) Итак, будем уважать книгу! (По А.И. Герцену.)
План
1. Духовное завещание поколения.
2. Исповедь жизни человечества.
3. Программа будущего.
4. Нужно уважать книгу.
Послетекстовые задания:
-Определите тип и стиль речи текста
-Что отражает название текста: тему или основную мысль?
-Письменно ответьте на вопрос: Как вы понимаете утверждение «книга – духовное завещание»?
Упражнение № 7. Спишите текст, деля его на абзацы. У вас должно получиться три абзаца.
Багульник – болотное растение. Это кустарник с белыми соцветиями, которые очень похожи на зонтик. Лепестки цветов багульника настолько яркие, что сверкают даже ночью. Когда цветёт багульник, болото кажется в снегу. Даже зимой листья багульника не облетают и остаются зелёными. Он словно не замечает наступления морозов. Багульник коварен. Это растение ядовито, и от его запаха кружится голова. Растёт дурманящий кустарник по соседству с голубикой. Собирающие ягоды на болоте прозвали голубику «пьяникой». А виноват-то багульник!
Послетекстовые задания:
— Определите тип и стиль речи текста. Озаглавьте текст.
— Какой способ связи между первыми тремя предложениями?
Упражнение № 8. Внимательно прочитайте текст. Сколько в нём микротем? Озаглавьте каждую микротему.
Известное нам слово «цитата» происходит от латинского слова, которое означает «призывать в свидетели». Конечно, сейчас при цитировании никого в свидетели не призывают. Цитирование – это дословная выдержка из какого-либо произведения или чьей-либо речи. Это чужие слова, которые используются для подтверждения или пояснения своей собственной мысли. Это слова, которые не просто тебе понравились, но стали близкими, понятными, почти родными. Однако просто «присвоить» чужие мысли нельзя. При использовании цитаты необходимо указать автора слов, а сами слова заключить в кавычки.
Упражнение № 9. Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Запишите сокращенный вариант предложений.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Упражнение № 10. Прочитайте друг другу небольшие сообщения, перескажите их, проанализируйте степень полноты переданной информации друг другу.
Упражнение № 11. Запишите микротекст, прочитанный товарищем, засеките время, необходимое вам для этого.
Упражнение № 12. Прослушайте текст, прочитанный товарищем в медленном темпе, перескажите его, а затем запишите по памяти.
Во всех этих случаях сокращение текста может проводиться и другими способами, например заменой одних конструкций другими (передача диалога в форме косвенной речи), исключением отдельных слов, заменой сложных синтаксических конструкций более простыми.
По данной теме работаю третий год. За этот период проанализированы контрольные работы учащихся, сделаны выводы и обобщения.
Таблица 1. Показатели динамики качества письменных работ в 9 классе за 2011-2012 учебный год.
№
Фамилия, имя
Начало года, кол-во балла по сжатому изложению.
(октябрь)
Процент написания учащимися сжатого изложения на макс. балл.-7б.
Конец года, кол-во балла по сжатому изложению.
(ГИА)
Процент написания учащимися сжатого изложения на макс. балл.-7б.
1
Большакова Сахамила
2
28%
6
85%
2
Габышева Саина
4
57%
5
71%
3
Герасимова Лена
4
57%
6
85%
4
Замятина Катя
3
42%
5
71%
5
Катакинова Туяра
5
71%
6
85%
6
Кирова Айталы
5
71%
7
100%
7
Константинова Намыына
4
57%
7
100%
8
Марков Артур
0
—
6
85%
9
Нератов Айтал
2
28%
5
71%
10
Николаева Айыына
3
42%
6
85%
11
Петров Руслан
3
42%
6
85%
12
Протопопов Валера
3
42%
6
85%
13
Саввинова Саина
2
28%
4
57%
14
Федоров Алеша
4
57%
6
85%
Таблица 1 показывает результаты письменных работ, проводимые в начале учебного года и по итогам экзамена. По сжатому изложению максимальный балл – 7. Затем на каждого ученика выведен средний балл в процентах от максимального балла за написание данной работы. В таблице указано: количество правильно выполненных заданий, а в следующем столбце — средний балл в процентах.
В результате проведенной работы выявила, что способы и приемы компрессии текста помогают учащимся 9 класса в написании сжатого изложения. Анализ контрольных работ учащихся показывает, что систематическая работа по сжатию текста, проводимая в 8-9 классах, формирует у школьников необходимые умения для написания сочинений в старших классах. Нужно подчеркнуть, что ученики старших классов при написании сочинения уже владеют теми умениями и навыками, которые они получили в среднем звене в ходе написания сжатого изложения. Таким образом, можно сказать, что письменные работы, проводимые в среднем звене, это необходимое условие для формирования письменной речи в старших классах.
Как выглядит кустарник багульник на фото, когда и как это растение цветет?
Багульник — это самое известное растение, популярное благодаря своему необычайного цветения и аромата. С греческого языка «багульник» переводится, как «ладан», а со старославянского «багулить» означает «отравлять». Переводы с обоих языков как раз и говорят об основных характеристиках, по которым багульник узнают — это удушающий аромат и даже легкое отравление, при длительном нахождении рядом.
Как выглядит багульник
Багульник относится к семейству Вересковых, по мнению отечественных ученых, а вот зарубежные ученые относят его к Рододендронам. Поэтому мы часто можем встретить путаницу, например, Багульником называют Даурских рододендрон. Этот кустарник является олиготрофным растениям, а значит, он отлично будет расти на скудных и кислых почвах с плохим освещением.
Багульник очень ядовитое растение. Его цветки хорошие медоносы, но даже мед с них будет ядовит, без вреда для организма его могу употреблять в пищу только сами пчелы. Ядовиты не только цветки, но и само растение полностью.
Цветет он в конце мая. Цветет очень красиво белыми или розовыми цветками. Фото подтверждает красоту тех мест. Цветков так много, что когда смотришь на кустарник, то кажется зеленых листочков совсем нет. Вместе с ароматом при цветении в атмосферу попадают эфирные вещества. Их концентрация в воздухе очень высокая, а поэтому губительна как для человека, так и для животных.
У человека, который хотя бы несколько минут побыл в окружении цветущего кустарника, начинается головокружение, головная боль, тошнота и можно даже потерять сознание от вдыхаемых эфирных веществ. Животные обходят стороной места цветения этого растения, ну а если же все-таки попали, то как и люди, животные начинают плохо себя чувствовать, теряют активность, появляется чувство изнеможения и слабости. Такие случаи часты с охотничьими собаками.
Виды багульника
Выделяют четыре основные вида багульника:
Болотный (фото). Это растение очень распространено как в природе, так и в культуре. По-другому его часто называют багун или розмарин лесной. Это очень ветвистый и вечнозеленый кустарник. Высотой может быть от 50 до 120 сантиметров, а диаметр куста около метра. Листья запашистые, темные, блестящие с заостренной верхушкой. Края у листа сильно заворачиваются вниз. Цветки белые или светло-розовые, собраны в многоцветковые зонтики. Они остро пахнут. Некоторые используют это растение как декоративное, но следует помнить, что оно ядовитое и думать о том, где следует его садить и какова проходимость людей в этом месте
Стелющийся (фото). Так называется из-за размеров в 20-30 сантиметров высотой. Этот вечнозеленый кустарник произрастает в тундре, редколесье, на кочках, песчаных холмиках, на болотах и в кедровнике. Цветет с конца мая до середины июня мелкими белыми цветочками щитковидного соцветия на верхушках побега. Цветов всегда мало. Растет очень медленно, в среднем на 1 сантиметр за год.
Гренландский (фото). Этот вечнозеленый кустарник размеров около одного метра произрастает на торфяных болотах. В культуре встречается редко, только в коллекционных ботанических садах. Листья продолговатые длина может быть до 2,5 сантиметров. Цветы белые собраны в зонтиковидные соцветия. Начинает цвести в середине июня и продолжает цветение до конца июля. У этого кустарника высокая морозостойкость. Если даже некоторые побеги подмерзнут, то это никоим образом не скажется на декоративности растения. Некоторые формы данной разновидности рекомендованы для высадки в вересковых садах
Крупнолистный (фото). Высота этого вечнозеленого кустарника доходит до полутора метров. Он произрастает на сфагновых болотах, в подлеске в районе горных хвойных лесов и среди зарослей вересковых кустарников. Цветет с конца мая до конца июня. Цветение очень обильное. Морозостойкость растения очень высока.
Применение багульника
Любой вид цветущего багульника станет украшением любого сада за счет красоты цветков.
Эфирные вещества, которые выделяются из растения обладают антисептическим действием, поэтому широко применяются в медицине. Первое упоминание о его целебных свойствах можно встретить в истории 12 века нашей эры. Тогда им лечили подагру, артрит, бронхит и другие легочные заболевания. Для лечения используют отвар или молодые побеги. Отвар обладает бактерицидным и муколитическим или отхаркивающим свойствами. Еще отвар снижает артериальное давление.Также в истории есть упоминание о лечении багульником почек, сердца и печени. Отвар используют при лечении от глистов.
Запах от свежих листьев отпугивает насекомых, таких как моль и комары. Поэтому ветки багульника раскладывают там, где хранятся меховые вещи и раскладывают на природе в месте привала.
Автор: Неля Алексеевна Литвин Распечатать
Растение багульник – ядовитый царь болот
Клоповник – это кустарник высотой от 0,3 м до 1,5 м. Его продолговатые кожистые листья не опадают на зиму. У растения, находящегося под прямыми лучами солнца, зелень приобретает бурый оттенок. Листья сохраняют свой насыщенный зеленый тон только в тени или под снегом. Небольшие бутоны болотного растения багульника собраны в соцветия. Они распложены на концах ветвей. Лепестки могут быть белого, розового или красноватого оттенка.
Бутоны растения багульника собраны в небольшие соцветия
Фото: Getty
Клоповник хороший медонос. Но мед из пыльцы этого кустарника нельзя употреблять в пищу. Для человека он является ядом. При описании растения багульник также стоит упомянуть о его сильном запахе. Аромат этого кустарника дурманит и угнетает нервную систему. Если долго находиться в окружении клоповника, можно потерять сознание.
Багульник очень сложно искусственно развести. Для роста и развития ему необходима песчаная или торфяная земля без содержания в ней извести. При этом почва должна быть постоянно мокрой.
В листьях, бутонах, семенах и ветках клоповника содержится эфирное масло, из-за которого растение и издает сильный дурманящий аромат. Оно может применяться в промышленности. Масло пригодно для обработки кожи. Его используют в текстильной промышленности как закрепитель, при производстве парфюмерии и для изготовления мыла.
Аромат ветвей и зелени кустарника хорошо отпугивает насекомых, например, комаров. Он защищает изделия из натуральных материалов от моли.
Настои, отвары и масляные растворы из частей багульника применяют в народной медицине для лечения некоторых болезней:
нарушений работы ЖКТ: коликов или спазмов вирусных и инфекционных заболеваний дыхательных путей кожных болезней: диатезов, угревой сыпи, фурункулов и других нарушений.
Лекарственные препараты из клоповника помогают нормализовать давление крови, понизить температуру, снять воспаление. Их также принимают при диабете, отеках, дизентерии. Чтобы не навредить здоровью, нужно соблюдать точную дозировку. Отварами и другими смесями из клоповника нельзя лечить беременных и детей.
Кроме лекарственных свойств багульник обладает и высокими декоративными качествами. Его можно использовать в ландшафтном дизайне. Главное, не высаживать этот кустарник слишком близко к жилым домам и зонам отдыха.